Минобразования просят пересмотреть преподавание ОБЖ в школах, уделяя больше времени на уроках практическим занятиям. В частности, навыкам оказания первой помощи при ДТП и бытовых травмах. Такое обращение в министерство подготовили в Общественной палате РФ.
Председатель комиссии ОП по развитию и поддержке добровольчества, благотворительности и патриотическому воспитанию, председатель исполнительного комитета Российского союза спасателей Сергей Щетинин предложил Министерству образования пересмотреть курс преподавания в школах урока «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Эксперт считает, что упор надо делать именно на практических занятиях и при этом не подходить к таким урокам формально, что зачастую происходит сегодня.
В частности, Сергей Щетинин в своем обращении отмечает необходимость усилить подготовку школьников по оказанию первой помощи при ДТП и бытовых травмах.
- Стоит отметить, что речь идет не о первой медицинской помощи, а именно о первой помощи — той, которая осуществляется до приезда «Скорой» самими гражданами, - поясняет эксперт. - Эти действия не требуют никаких медикаментов, а только необходимых базовых навыков. Умение правильно наложить повязку, остановить кровь, сделать искусственное дыхание или непрямой массаж сердца позволяет спасти человека в первые минуты после происшествия, а также делает более эффективным его дальнейшее лечение.
В качестве примера неэффективности сегодняшнего преподавания ОБЖ член Общественной палаты привел статистику, собранную Российским союзом спасателей. Опросы проводились как на улицах, так и в школах.
- Мы периодически задаем вопросы, касающиеся оказания первой помощи, простым прохожим любого возраста, - рассказал Сергей Щетинин. - Например, спрашиваем, как остановить кровотечение. Практически все отвечают, что с помощью брючного ремня, но когда мы просим показать, как это делать, 90% тут же впадают в ступор. То же самое касается искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Ответ, что это нужно делать «примерно вот так», приводит зачастую к гибели пострадавшего.
Для усовершенствования методики преподавания ОБЖ в Общественной палате предлагают объединить усилия экспертов Министерства образования и науки, МЧС, а также профильных общественных организаций. Общественники даже говорят о целесообразности пожертвовать несколькими часами обязательной школьной программы ради практических занятий по ОБЖ. По словам Сергея Щетинина, пятерки по русскому языку или математике не смогут спасти жизнь человека, который умрет от неоказанной вовремя помощи.